Курсы


          В настоящее время в блоге доступна лишь программа курса дополнительного образования по физике для 9 класса. Пояснительная записка данного курса представлена ниже. Программа была апробирована и показала очень хорошие результаты в плане подготовки школьников к олимпиадам по физике. Представленные в блоге видеоуроки являются мультимедийным сопровождением данного курса.
           В настоящее время идёт работа по оформлению учебных программ факультативных курсов по физике для 7 и 8 классов. В перспективе планируется публикация программ курсов для 10-11 классов.

Учебная программа курса дополнительного образования по физике для 9 класса
«Практикум решения задач по физике повышенной сложности»

Программа курса «Практикум решения задач по физике повышенной сложности» ориентирована на учащихся 9 классов физико-математического лицея. Однако курс может быть полезен и для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, а также для учащихся 10-х классов физико-математического профиля.
Курс выполняет функцию поддержки основного курса физики 9 класса и ориентирован на углубление предметных знаний и расширение знаний о методах решения физических задач.
Курс  рассчитан на 34  учебных часа.
Читать далее...

Основная цель курса заключается в создании условий для углублённого изучения физики.
В задачи курса входит:
-   формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач;
-   формирование умения применять теоретические знания по физике для решения физических задач повышенного уровня сложности, овладение алгоритмами и приёмами решения физических задач повышенного уровня;
-   вовлечение школьников в олимпиадное движение и создание условий для профессионального самоопределения учащихся;
-   развитие научного стиля мышления;
-   формирование и развитие информационно-коммуникативных навыков (умения работать с различными источниками информации и т.п.).
В результате изучения курса «Практикум решения физических задач повышенной сложности учащиеся должны знать:
-   физические законы, лежащие в основе описываемого явления;
-   алгоритмы решения представленных в курсе типов задач;
-   математические приемы и методы, необходимые для анализа физического процесса;
и  уметь:
-   анализировать условие задачи и выделять главное;
-   применять изученные алгоритмы к решению задач, выделять этапы решения задач;
-  по возможности решать задачу несколькими способами и осуществлять выбор наиболее рационального способа решения;
-   анализировать полученный при решении задачи ответ;
-   самостоятельно работать с различными источниками информации и добывать необходимую информацию.

Курс начинается с вводного занятия, посвящённого понятию физической задачи. Рассматриваются различные классификации физических задач (в зависимости от способа решения, от уровня сложности и т.п.) и различные методы их решения.
Далее курс условно разделён на три раздела: «Повторение», «Кинематика», «Динамика. Статика. Законы сохранения».
В разделе «Повторение» систематизируются и обобщаются знания, полученные учащимися на спецкурсах в 7-8 классах. В содержание раздела включены темы, которые наиболее часто встречаются на олимпиадах различного уровня. Это решение задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде через объёмы и через давление на дно, расчёт электрических схем, решение «экстремальных» задач по электричеству и решение задач на уравнение теплопроводности.
В раздел «Кинематика» включён материал, направленный как на систематизацию и обобщение знаний об алгоритмах решения задач, полученных непосредственно на уроках физики, так и материал, дополняющий программу по физике 9 класса и направленный на углубление предметных знаний и подготовку к олимпиадам. К первому типу задач относятся, например, задачи на относительность (переправа через реку, эскалаторы) и на расчёт средней скорости. Ко второму типу занятий относятся, например, занятия по темам «Плоско-параллельное движение», «Расчёт радиуса кривизны траектории».
В разделе «Динамика. Статика. Законы сохранения» часть занятий также направлена на углубление знаний полученных на уроке (например, «Закон всемирного тяготения», «Теорема о центре масс»), а часть занятий посвящена вопросам, выходящих за рамки программы физики 9 класса («Законы Кеплера», «Кинематические связи», «Сила Архимеда при движении тел с ускорением»).
Содержание каждого занятия структурировано на основе принципа «от простого к сложному»: начинается с теории, рассмотрения ключевых (базовых) задач по теме и заканчивается, как правило, решением задач физических олимпиад различного уровня.
Отбор заданий для каждого занятия осуществляется на основе единого метода (алгоритма) решения задач. Это позволяет выработать у учащихся системный подход к решению задач, способствует более глубокому усвоению материала. Это имеет большое значение для дальнейшего изучения физики, т.к. в 10-11 классах усвоенные методы и алгоритмы решения задач по механике могут быть распространены на другие физические теории.
Данная программа была апробирована в 9-х классах МОУ «Лицей № 15» в течение трёх учебных лет в период с 2006 по 2009 гг и обеспечивает необходимую подготовку учащихся для продолжения обучения в старших классах физико-математического лицея, а также высокую подготовку школьников к олимпиадам различного уровня.
Программа прошла экспертизу в Нижегородском институте развития образования. Экспертное заключение НИРО представлено ниже.    
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
I. Введение (1 ч)
Понятие физической задачи. Виды физических задач. Методы решения физических задач.
II. Повторение (6 ч)
Гидростатика. Решение задач по гидростатике об изменении уровня жидкости в сосуде двумя способами: через объёмы и через давление на дно.
Решение задач на уравнение теплопроводности.
Электричество. Способы расчёта симметричных и бесконечных схем. Преобразование «треугольник-звезда». «Экстремальные» задачи по электричеству.
III. Избранные вопросы кинематики. (11 ч)
Относительность механического движения: переправа через реку, движение на эскалаторе, «черепашки и лодки».  
Решение олимпиадных задач на расчёт средней скорости движения.
Решение олимпиадных задач по кинематике на основе геометрической интерпретации.
Плоскопараллельное движение тел (решение задач на основе классического закона сложения скоростей и на основе понятия о мгновенной оси вращения).
Решение задач на основе мгновенной оси вращения и на основе понятия об абсолютно-твёрдом теле.
Расчёт радиуса кривизны траектории тела в данной точке.
Задачи –«догонялки».
«Экстремальные» задачи по кинематике. Решение задач на «оптимальный бросок» геометрическим способом.
IV.           Динамика. Статика. Законы сохранения (избранные вопросы). (14ч)
Расчет центра масс тел. Полукольца и полусферы (несколько способов решения задач).
Теорема о центре масс. Задачи с лодками: решение с помощью закона сохранения импульса и с помощью теоремы о центре масс.
Лодки и перебрасывание мешков.
Кинематические связи и блоки.
Лестницы у стены.
Работа переменной силы.
Движение тел переменной массы: задачи с кобрами, цепочками.
Шарнирно-соединённые стержни.
Закон всемирного тяготения: «дырявые тела». Законы Кеплера.
Сила Архимеда при движении тела с ускорением.
«Экстремальные» задачи по динамике.
Резервное время (2 ч)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...