Дистанционное обучение

    О дистанционном обучении говорят давно. Уже накопился большой методический материал по данной теме: статьи, тезисы, монографии, сайты и т.п. Но на практике простой учитель, сильно перегруженный в школе, не использует возможностей дистанционного обучения. И это обусловлено рядом причин, основными из которых являются нехватка времени и материальных средств (на хороший компьютер, быстрый интернет, хостинг и т.д.).
    Так каковы же плюсы и минусы дистанционного обучения? Основным преимуществом, несомненно, является возможность обучаемого проходить курс в удобное для него время и в оптимальном для усвоения режиме и темпе. В этом случае индивидуальный подход в обучении реализуется в полной мере. Не стоит забывать и про основной недостаток дистанционного обучения, который можно выразить фразой: «Нельзя заменить живого учителя». Особенно это касается таких курсов по физике, которые сопровождаются реальной физической демонстрацией, экспериментом, измерениями и т.п.
    Однако существуют ситуации, когда все минусы дистанционного обучения «сходят на нет». Например, талантливый одарённый ребёнок живёт в удалённом районе вдали от физико-математических школ и центров одарённых детей, или ребёнок длительно более, или болеет не он, а учитель, или, как в этом году (и не только в этом) карантин и т.п.
     Мы пришли к выводу, что дистанционные курсы дополнительного образования целесообразны и эффективны в любом случае. Не всегда у ученика есть возможность посещать факультативные занятия по физике (в школе их просто нет или недостаток времени …), и не хотелось бы в этом случае лишать школьника возможности заниматься по предмету дополнительно.
    Каковы же формы дистанционных занятий по физике? Проанализировав различные материалы сети Internet мы выбрали несколько возможных вариантов дистанционных занятий. Сразу хотим отметить, что мы не претендуем на полноту, а даже, наоборот, ждём от Вас дополнений и комментариев по теме. 
     Мы исходили из следующих соображений:
1.  Это должно быть не сложно для освоения человеком, который не обладает особыми знаниями в области ИКТ.
2.   Используемые сервисы должны быть бесплатными.
Поэтому такие варианты как Moodle были нами пока категорически отсеяны.
     Сформулируем отобранные нами варианты дистанционных занятий.
1.   Занятия через блог. Педагоги уже используют блоги в практике преподавания  http://galmyas.blogspot.com/, http://blognauroke.blogspot.com/. В последнем из указанных блогов есть много полезной информации  по организации обучения через блог и есть ссылки на блоги преподавателей. Опираясь на материалы этих блогов, мы определились с одним из форматов дистанционного урока на блоге, который включает в себя инструктаж, так называемый, «установочный» видеоурок, домашнее задание и его проверку. Один из пробных вариантов такого урока можно посмотреть здесь: http://urokurovni.blogspot.com.
2.  Создание курса видеоуроков для дополнительных занятий по предмету. Мы начали работу над созданием курса видеоуроков,  и наши пробные видеоуроки смотрите на  блоге: http://thiziki.blogspot.com/ или на странице   «Видеоуроки» этого блога.  В дальнейшем мы планируем оформить курс видеоуроков в виде диска. Для создания меню диска существует масса различных программ. Если это интересно, то мы можем поделиться своим небольшим опытом по созданию видеоуроков и записи дисков. Но сейчас не об этом.
3.  Нет пределов возможностей Skype. Это форма наиболее приближена к реальному живому обучению. С помощью функции «показать экран» Вы можете показывать своему ученику различные учебные материалы, например, презентацию PowerPoint, и комментировать происходящее на экране. Всё это происходит в режиме реального времени с мгновенной обратной связью. Кроме этого в программе Skype существуют различные дополнения Extras, загрузив и установив которые Вы расширяете возможности Skype. Нами была опробована программа TalkAndWrite. Это некий аналог вебинарной комнаты, куда можно загрузить презентацию, с чатом, с возможностью писать и делать пометки на экране как Вам, так и ученику. Однако бесплатная версия имеет ряд ограничений, основными из которых являются ограничение сеанса связи 10 минут (зато можно сколько угодно раз по 10 минут) и занятие можно проводить лишь с одним учеником. Есть в Skype ещё дополнение для конференций, но мы ещё не посмотрели эту программу.
4.  Вебинарные комнаты. Существуют бесплатные сервисы для проведения вебинаров.
5.  Twiddla.
6.  Dabbleboard.
Последние два пункта очень подробно с примерами описаны в блоге Марины Курвитс http://blognauroke.blogspot.com/. Принцип их действия очень похож на TalkAndWrite.
   Ждём Ваших комментариев и дополнений. Поделитесь своим опытом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...