вторник, 2 августа 2011 г.

О проблеме отбора и структурирования учебного материала для занятий по подготовке к теоретическому туру физических олимпиад

Олимпиады являются одним из видов внеурочной деятельности по физике. Велико их значение  и для развития у школьников познавательного интереса к предмету, рационального физического мышления, и для профессиональной ориентации учащихся и вовлечения их в науку, и для формирования таких личностных качеств, как настойчивость и целеустремлённость.
В последнее время интерес к олимпиадному движению вновь возрос в связи с возможностью поступления в ВУЗы по результатам олимпиад, входящих в Перечень олимпиад школьников, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации.
Однако проведённый нами анализ учебной и методической литературы для подготовки к олимпиадам по физике позволяет утверждать, что отсутствуют пособия, направленные на системную подготовку к физическим олимпиадам. Существуют либо пособия, в которых даются списки задач по годам и классам, либо задачники, в которых задачи олимпиад последних лет собраны по темам, либо эпизодические статьи (как правило, в журналах «Квант» и «Потенциал») и небольшие брошюры. Такое структурирование содержания учебного материала для подготовки к олимпиадам нельзя считать удовлетворительным.

Опираясь на концепцию теоретических обобщений целесообразен отбор и структурирование учебного материала для занятий по олимпиадной подготовке на основе принципа генерализации учебного материала вокруг методов решения задач. Это позволяет обеспечить качественное усвоение способов решения задач и способствует повышению эффективности учебного процесса.

Материал каждого занятия должен быть отобран в соответствии с принципом «от простого к сложному» и направлен на формирование у учащихся знаний о методах решения определённого типа физических задач. 

В этом случае структура занятия может иметь следующий вид:
     I.     Решение  «ключевых» задач по теме. На этом этапе формулируется алгоритм решения данного типа задач. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы алгоритм был сформулирован учащимися самостоятельно. Следует рассмотреть все возможные способы решения задач.
Отметим сразу, что не для всех олимпиадных задач можно сформулировать алгоритм решения. Особенно это касается олимпиад более высокого уровня, т.к. олимпиадные задачи – это задачи повышенной сложности, нестандартные по условию и методам их решения. Однако олимпиадная (творческая) задача может состоять из системы более простых алгоритмических задач, научить решать которые и есть одно из основных направлений олимпиадной подготовки по физике.
  II.     Решение олимпиадных задач, в которые «ключевые» задачи входят как элементы.
III.     Задачи для самостоятельного решения.
     Именно эти идеи положены в основу курса дополнительного образования по физике для 9 класса "Практикум решения физических задач повышенной сложности", с программой которого можно озакомиться на странице "Курсы".
Полный текст статьи с примерами конкретных занятий доступен на странице "Статьи" (статья 8). В статье приводится также пример системы задач для занятия по гидростатике «Изменение уровня жидкости в сосуде». С конспектом занятия по этой теме для 7  класса можно познакомиться на сайте Фестиваля педагогических идей "1 сентября", представленная там презентация к уроку стала победителем конкурса "Презентация к уроку". 
Авторы блога приняли участие во Всероссийском съезде учителей физики в МГУ, где представили свой опыт по подготовке школьников к олимпиадам по физике и изложили концептуальные идеи курса дополнительного образования по физике. Стендовый доклад в формате pub представлен здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...